ДИСКО
В середине – второй половине 70-х аудитория поп-музыки разделилась на два противоположных лагеря. Одна часть попала под "тлетворное" влияние панка, другая решила проводить время более эстетски и отдала предпочтение диско (disco). Поначалу это была в основном американская "золотая молодежь", которая с удовольствием посещала ночные заведения, где исполнялась исключительно танцевальная музыка. Годом рождения диско считается 1974, местом – нью-йоркские гей-клубы. Затем диско "легализовалось", проникнув на радио и в другие "приличные места". Явная сексуальная окраска, намеренно подчеркиваемая соблазнительным имиджем исполнителей и исполнительниц, яркими блестящими костюмами и элементами трансвестии (сказались традиции глэма) придавали диско неповторимую притягательность. А знаменитая песня "I Will Survive" в исполнении Глории Гейнор (Gloria Gaynor) стала гимном одновременно и феминистского, и гей-движения. Диско создавало атмосферу праздника, "вечного лета", влюбленности, иллюзорной свободы, в которой забывались проблемы повседневности, перекрываемые одним лишь желанием – танцевать. В конце 70-х Америка и Европа переживали настоящий диско-бум, под влиянием которого значительно трансформировалась стилевая картина рок- и поп-музыки того периода.
Диско уходит корнями в негритянский фанк и соул, так называемые вокал-бэнды 60-х (лэйбл Motown Records), калифорнийский сёрф-рок. Главная отличительная особенность диско как музыкально-стилистического явления – равномерный четырехдольный ритм с акцентом на каждую из долей (зачастую подчеркнутый ударами бочки). "Классическим" признан темп с частотой 120 ударов в минуту (что практически вдвое превышает нормальный человеческий пульс). Характерна непрерывная мелодизированная линия баса, в которой часты синкопы и "прыгающие" ритмические рисунки, ломаные октавные ходы, элементы соло. Звучание вокала за счет особых приемов звукозаписи очень часто приобретает сверхинтимный характер (приближенность к слушателю), подчеркиваемый исполнительскими средствами ("мурлыканье", вздохи, придыхания, шепот). В целом саунд достаточно сух, подтянут, хотя в аранжировках типичны оркестровые контрапункты, соло струнных и духовых, добавляющие "красивости" в общую партитуру. В конце 70-х больший акцент стал делаться на "модные" синтезаторные звучности. Структура песен нередко состоит из нескольких блоков (со сменой рисунка баса, мелодики, тональности и т.д.), что не позволяет длинным композициям наскучить слушателю.
У истоков диско стоят в основном исполнители негритянского происхождения – Донна Саммер (Donna Summer), Глория Гейнор, Дайана Росс (Diana Ross), однако уже в середине 70-х диско стали делать и белые исполнители (американская KC & THE SUNSHINE BAND). В Америке бешеную популярность приобрела группа VILLAGE PEOPLE, состоявшая из музыкантов с разным цветом кожи, разодетых в немыслимые глэм-костюмы ("рабочий", "фермер", "индеец" и др.). В европейской поп-культуре также вызревала своя диско-ветвь, на становление которой весьма повлияло творчество австралийцев THE BEE GEES 60-х годов. Далее евродиско развивалось в основном в странах Скандинавии и Германии (что, вероятно, предопределило его несколько "холодноватое" звучание), откуда вышло немало высокотехничных команд и продюсеров – от ABBA до SUPERMAX, удачно использовавших в своем творчестве элементы "классики", арта, регги и др. Германскую "прописку" имел и диско-агрегат BONEY M, состоявший из темнокожих музыкантов-вокалистов.
Диско было (и остается) "пластиночной" культурой. "Живое" исполнение не имеет здесь такого "сакрального" смысла, как в роке, так как по сути своей диско является прикладной музыкой. Бесспорно, артист как исполнительская индивидуальность в диско весьма значим, но это в первую очередь – "лицо с обложки", за которым стоит "серый кардинал", а именно продюсер. В числе "заправил" диско-бизнеса можно назвать Джорджио Мородёра (Giorgio Moroder), Фрэнка Фариана (Frank Farian), Жака Морали (Jacques Morali) и др. Приобретает вес и фигура ди-джея, представляющего собой новый тип музыканта-исполнителя. Ди-джей работает с пластинками (чаще всего это специальные 12-дюймовые диски с расширенными версиями песен) как с исходным материалом, который нужно выстраивать в протяженные по времени композиции нон-стоп, стыкуя по ритму, темпу, тональности, настроению и др. Для этого используются особые "столы" с двумя виниловыми проигрывателями, ритм-боксы, эквалайзеры и проч., а также обыкновенная ловкость рук, позволяющая "сводить" пластинки так, чтобы слушатель не почувствовал момента перехода. Зачастую и на лонгплеях композиции записываются без перерыва.
На рубеже 70-80-х диско-лихорадка схлынула, однако ее роль в дальнейшем развитии поп-музыки трудно переоценить. Синтез-поп, электро-поп, хип-хоп, хаус, техно, а также вся современная танцевальная музыка в целом базируется на "старомодном" диско, звучание которого всеми силами пытаются воссоздать сегодняшние ди-джеи.

Елена Савицкая



Hosted by uCoz